Сохраняя традиции

Город Нантакет, расположенный на одноименном острове у Атлантического побережья Соединенных Штатов Америки, одним из первых в стране приобрел статус исторического района. Чтобы сохранить богатое архитектурное наследие городка, в 1955 году здесь была создана на выборных началах так называемая историческая комиссия, в юрисдикцию которой входит регулирование строительства в районе.

Несмотря на определенные трудности, которые подстерегают любого застройщика, решившего обзавестись собственным жильем на острове, горожане гордятся бережным отношением к духу его старины.

Богатое архитектурное наследие Нантакета включает в себя и рыбацкие лачуги на побережье, и дома в стиле эпохи Возрождения в центральной части острова. Ведь город был основан в начале XIX столетия китобоями и рыботорговцами. Морские капитаны с обветренными лицами и те, кто жили за счет торговли дарами моря, возводили богатые дома на замощенных булыжником улицах.

В предместьях же города, где жили люди победнее, строились более скромные дома. Однако и здесь каждый проект тщательно прорабатывался, привязывался к месту застройки, а вся отделка, даже самая простая, выглядела искусной.

Таким разностильным по застройке Нантакет оставался и в то время, когда мы решили возвести свой дом. Наш участок площадью 450 м2 находился вдали от центра города. Он был неудобным, покатым и с уклоном от дороги почти под 30°. Поэтому требовалось найти оригинальное решение.

Мы задумали спроектировать дом в стиле, характерном для построек окраин Нантакета начала XIX века. Как правило, такие строения имели простой фасад, несколько ниш (для двери и окон), метровой высоты стену без окон на втором этаже и крышу характерной формы. Над входной дверью обычно устраивалось полукруглое окно или сандрик, который поддерживался пилястрами. Немного выступающий свес крыши со стороны фасада всегда выделялся широкой доской фриза. Эти детали характерны и для дома, который построили мы. Но при этом наше жилище отличается простотой и относительной дешевизной.

Затевая строительство, мы хотели в результате получить не только жилье, но и офис для моей работы. Кроме того, нижний этаж предполагалось сдавать в аренду одному или двум постояльцам. Так как Нантакет пользуется популярностью, арендная плата могла быть довольно высокой. Но для этого нужно было оборудовать дом по-современному. Но вначале следовало получить разрешение на строительство.

 Историческая комиссия (членом которой я сейчас состою) пользовалась в то время дурной репутацией, поскольку порой уж слишком пристрастно исследовала проекты на предмет их соответствия существующей архитектурной среде, а должностные лица этой инстанции были не слишком щедры на отступления от строительных норм и правил. Благодаря первозданности природного ландшафта городок буквально расцвел за последние десятилетия, и это заставляло регулирующие органы строго следить, чтобы своеобразный исторический оазис сохранился. Поэтому я заранее знал, что мне предстоят нелегкие хлопоты по согласованию проекта.

Исторические детали. Наш дом представляет собой строение размером в плане 7,2x9,6 м (см. план) с пристройкой, расположенной под прямым углом к основному зданию (соседи называют ее «бородавкой»).

Конструкция дома — традиционная. Это деревянный каркас, характерный для всех строений XIX века. Однако стены старых домов обычно оштукатуривались. Я не в состоянии был поддержать эту традицию и решил сосредоточиться на другом виде отделки. Дело в том, что попытки «реконструировать историю» в архитектуре нередко заканчиваются тем, что вместо подобия выходит некая подделка или даже карикатура. Этого бы мне не простили. Поэтому пришлось серьезно изучить не только толстые фолианты по архитектуре, но и исследовать многочисленные архивы, библиотеки и даже побегать по букинистам в поисках литературы об интересующем меня историческом периоде. Итогом моих хлопот стало долгожданное разрешение на строительство.

Интерьеры. С давних пор стены в домах на острове обшивали панелями. Однако было бы неразумно полностью воспроизводить старину теми же методами, что применяли в те далекие времена. Ведь ручная работа стоит очень дорого. Поэтому тех же целей мы добивались с помощью современных инструментов и технологических приемов.

Например, нам удалось изготовить детали старинных деревянных панелей так, что отличить их от настоящих практически невозможно. А чтобы проще было отделывать комнаты, при установке панелей мы использовали массивные молдинги.

Дом с сюрпризом: обычный дом с мансардой со стороны главного фасада фактически является трехэтажным строением. Нижний этаж — отдельная квартира

Ускорить работу удалось еще и за счет разбивки сложных элементов отделки на более простые детали, комбинируя из них подобие оригинала. Таким способом в доме отделано многое — достаточно вглядеться в обрамление камина. На вид оно полностью соответствует тому, что делалось почти два столетия назад, а фактически представляет собой сборку из нескольких отдельных заготовок.

Чтобы не нарушать традиций в интерьере, современное оборудование в доме встроено в стены. Например, бар и музыкальный центр укрыты за филенчатыми панелями из белой сосны. Деревянную обшивку стен дополняют двери, которые также сделаны из прочной белой сосны. Их особенность — большие филенки, характерные для построек Нантакета начала XIX века.

Так как двери мы сделали практически из тех же деталей, что и панели отделки стен, то и на этом сэкономили, поскольку не пришлось тратиться на фрезы другого типа. Фактически стилизованные под старину двери обошлись нам даже дешевле, чем готовые современные.

Еще один характерный элемент для всех старых зданий Нантакета — фрамуги. Они всегда выполняли вполне конкретную утилитарную функцию при пожаре — через них сразу можно было заметить возгорание в соседнем помещении по яркости света, проходящего через стекла. Из эстетических соображений мы не стали устанавливать фрамуги над всеми дверьми и ограничились только основными.

 

Задвижки на всех внутренних дверях — ручной ковки. Они стилизованы под фурнитуру, распространенную на острове в XIX веке. А в чулане поставили ручки из фарфора с круглыми деревянными набалдашниками. Двери мы навесили не заподлицо с обналичкой, как это делалось полтора-два столетия назад, а в современной манере — вровень с коробкой. Поэтому защелки нам пришлось врезать в обналичку двери. Однако при этом узлы крепления становились менее заметными, и мы решили, что можно использовать простые черные петли, что позволило немного сэкономить.

Окна в доме — подъемные, с одинарным остеклением. Стоимость их — невысокая, внешний вид — «подлинный», а коэффициент теплопередачи соответствует энергетическим нормам нашего штата Массачусетс. Приобрели мы их готовыми, в комплекте с штормовыми экранами, которые крепят с внешней стороны рамы, не затеняя створок. Изнутри окна оборудованы жалюзи, а наличники сделаны просто — отпилены под прямым углом с немного выступающей за границы вертикальных элементов верхней перемычкой.

В спальне, рядом с камином рационально устроен стенной шкаф, занимающий место, которое иначе бы просто пропало впустую. По местным преданиям в таких каморках с филенчатой дверью от строгого пастора прятали спиртное, предназначенное для гостей.

 

 Камины — главные генераторы тепла в доме. Помимо них жилище оборудовано системой электрообогрева потолков.

 

 

 За традиционными деревянными панелями с контактными защелками и скрытыми петлями спрятано современное оборудование: бар и музыкальный центр.

Для настилки полов во всем доме мы использовали доски из белой сосны сечением 25x300 мм. Они тоже очень похожи на материал, применяемый первыми поселенцами. Чтобы усилить это сходство, прибили половицы гвоздями с имитацией кованых шляпок и покрыли их масляной краской. Пигменты смешивали вручную, сравнивая полученный оттенок с образцами старинного пола.

Отопление: старина и современность. В XIX веке дома в Нантакете обогревались каминами, и мы не стали нарушать традицию, спроектировав три камина с общим дымоходом. Но поскольку современные строительные нормы требуют дублировать систему отопления жилища, мы решили оборудовать потолки панелями с электроподогревом. Их крепят скобками к элементам несущей конструкции перекрытия и закрывают слоем штукатурки, имитирующей потолок старинного дома. Тоководы панелей подключены к термостатам, благодаря чему система включается автоматически при определенной температуре.

Установка этой системы отопления относительно недорога, а поскольку ее элементы скрыты, нам удалось сохранить «подлинность» интерьеров.

 По традиции в старых домах не было деления на отдельные квартиры, но в своем жилище мы все же решили запланировать одну. В ней есть две спальни и отдельный санузел. Эти апартаменты имеют все удобства, а благодаря большим окнам, выходящим на восток и юг, здесь светло и уютно.

Основной задачей при строительстве дома было удержаться в рамках бюджета. Это не так просто, учитывая, что традиционно застройщику приходится платить не только за материалы и работу, но и за руководство строительством. Когда мы строили дом, у меня еще не было лицензии на технический надзор за строительством в Массачусетсе, хотя за несколько лет я накопил достаточно большой опыт в этой сфере, Однако в правовых нормах штата есть положение о том, что домовладелец сам может организовать строительство собственного дома. Это было спасением. Я внимательно контролировал работу субподрядчиков, следил, чтобы они выдерживали конечные сроки и делали работу качественно, а когда было необходимо, сам брал в руки инструмент. Именно это позволило нам существенно снизить издержки и обзавестись жильем, стоимость которого не превысила запланированной.

 Внутренние филенчатые двери. Фрамуги над ними и кованые ручки лишь усиливают особенности интерьера «под старину».

Оставить комментарий

Вам надо войти чтобы оставить комментарий.